Обзор индустрии печати в 2012 году.
В начале нового года нам бы хотелось подвести итоги, обобщив события и новшества, имевшие место в индустрии в 2012 году. Прошлый год, как никогда, был богат на события, что является положительным знаком для индустрии, которая из стабильности начала постепенно переходить в стагнацию. В 2012 г. основные новости приходили из сегмента оригинальных производителей и сигмента заправки картриджей, борющегося с падающими по наклонной ценами аж с 2008 г., когда начался кризис. В 2012 г. оригинальные производители начали яснее осознавать, что их старым бизнес моделям требуются свежие стратегии и доработки. Мы уже приводили обзор основных скачков, замеченных нами в 2012 г. (RechargRussia, декабрь 2012 г.). В этом выпуске журнала мы рассмотрим некоторые основные изменения в оригинальном сегменте, пытаясь выявить тенденции и сделать прогнозы на наступающий 2013 год. Мы не претендуем на то, что сможем рассмотреть все большие и маленькие новости в данной статье, наша задача – выделить поворотные моменты, которые могут явиться определяющими на грядущие 2—3 года.Одним из «ньюсмэйкеров» года стала компания Kodak. Чахнущий плёночный гигант, который решился на смелую авантюру превращения из фото-компании в принтерную, был вынужден признать поражение и уйти с рынка производителей принтеров. Несколько лет тому назад новый на то время директор компании сообщил об изменении стратегии компании и вхождении её на рынок принтеров. В планы входило вывести Kodak на уровень HP за счёт передовых технологий.
К сожалению, новые принтеры Kodak не были приняты рынком, так как этого хотелось бы компании. И всё же у Kodak ушло почти два года, чтобы осознать, что усилия в направлении принтерной индустрии были обречены на провал. В конце концов, было принято решение оставить всё это «старшим братьям», таким как HP, Canon и им подобным.
В то же самое время Kodak не стал полностью и всецело отказываться от своих изначальных планов. Как бы там ни было, компания останется на рынке печати, так как она собирается производить расходные материалы для заправки и ремонта картриджей, которые, как сказано в одном из пресс-релизов, обещают больше прибыли. В компании не дали точный ответ на вопрос будут ли эти расходные материалы предназначены для уже выпущенных принтеров Kodak, или для принтеров других производителей. Не такая уж и неуязвимая компания HP получила серьёзную трещину в своей репутации лидера сегмента «b2c» (продукция для конечного потребителя). Постоянно меняя главных директоров, которые вредили репутации компании из-за скандалов или необоснованных приобретений, компании из Пало-Альто пришлось даже объединить в одно свои отделы печатной техники и компьютеров.
Даже, не смотря на то, что официальные пресс-релизы настойчиво повторяли, что слияние произошло из-за необходимости сбалансировать прибыльность обоих отделов, скорее всего компьютерному отделу, который последние годы пребывает в минусе из-за конкуренции со стороны смартфонов и планшетов, потребовался срочный допинг. Допинг вполне осуществим за счёт постоянно прибыльного отдела печатной техники. Минус и плюс уравновесят друг друга.
Компания HP, вероятно, ещё не готова отбросить свой компьютерный бизнес, как это сделала компания IBM десятилетие назад. Новости о слиянии двух отделов были аккуратно перекрыты объявлением о грядущем мощном выпуске новых принтеров в октябре 2012 г. Все специализированные средства массовой информации были вынуждены признать, что это был один из массивнейших выпусков новой продукции HP за прошедшие 10—15 лет. Этим шагом компания, по-видимому, желает вернуть себе лидерские позиции в сегментах печати для малых и средних предприятий и конечных пользователей. Это весьма своевременные меры, так как конкуренты уже нацелились откусить еще по кусочку от долей HP в этом сегменте.
Компания Lexmark, большой игрок печатной индустрии и заправки картриджей в Северной Америке и довольно слабый конкурент для компаний в Европе и Азии, принял важное решение – оставить струйный бизнес. До сих пор свеж в памяти выход струйных wi-fi принтеров, названных «первыми струйными принтерами на рынке» два года назад. По-видимому, эти принтеры не продавались хорошо. Конкуренция со стороны японских вендоров, а также поставки дешевых струйных расходных материалов из Юго- Восточной Азии и Китая, вероятно, подорвали прибыли компании со струйной перспективы.
С самого начала было ясно, что полностью оборудованные wi-fi принтеры Lexmark, а также и предыдущие модели имели ценники ниже реальной стоимости оборудования. Надежда наверстать прибыль продажей расходных материалов себя не оправдала. Единственным выходом стал уход из этого бизнеса. Мы полагаем, что струйный отдел будет в ближайшем будущем продан конкурентам. Сложная экономическая ситуация в Европе, когда создалась ситуация невозможности преодоления государственных долгов в Еврозоне, нанесла значительный удар по прибыльности американских и японских производителей. Компании Xerox, Canon и Epson сообщили о слабых продажах, и соответственно о меньших прибылях в европейских странах, что снизило стоимость их долей. Эта негативная тенденция определенно приведет к серьёзным изменениям в структуре этих компаний. Вероятно,