Обзор индустрии печати в 2012 году.

    В начале нового года нам бы хотелось подвести итоги, обобщив события и новшества, имевшие место в индустрии в 2012 году. Прошлый год, как никогда, был богат на события, что является положительным знаком для индустрии, которая из стабильности начала постепенно переходить в стагнацию. В 2012 г. основные новости приходили из сегмента оригинальных производителей и сигмента заправки картриджей, борющегося с падающими по наклонной ценами аж с 2008 г., когда начался кризис. В 2012 г. оригинальные производители начали яснее осознавать, что их старым бизнес моделям требуются свежие стратегии и доработки. Мы уже приводили обзор основных скачков, замеченных нами в 2012 г. (RechargRussia, декабрь 2012 г.). В этом выпуске журнала мы рассмотрим некоторые основные изменения в оригинальном сегменте, пытаясь выявить тенденции и сделать прогнозы на наступающий 2013 год. Мы не претендуем на то, что сможем рассмотреть все большие и маленькие новости в данной статье, наша задача – выделить поворотные моменты, которые могут явиться определяющими на грядущие 2—3 года.

Заправка катриджей.

    Одним из «ньюсмэйкеров» года стала компания Kodak. Чахнущий плёночный гигант, который решился на смелую авантюру превращения из фото-компании в принтерную, был вынужден признать поражение и уйти с рынка производителей принтеров. Несколько лет тому назад новый на то время директор компании сообщил об изменении стратегии компании и вхождении её на рынок принтеров. В планы входило вывести Kodak на уровень HP за счёт передовых технологий.    

    К сожалению, новые принтеры Kodak не были приняты рынком, так как этого хотелось бы компании. И всё же у Kodak ушло почти два года, чтобы осознать, что усилия в направлении принтерной индустрии были обречены на провал. В конце концов, было принято решение оставить всё это «старшим братьям», таким как HP, Canon и им подобным.

Заправка катриджей.

    В то же самое время Kodak не стал полностью и всецело отказываться от своих изначальных планов. Как бы там ни было, компания останется на рынке печати, так как она собирается производить расходные материалы для заправки и ремонта картриджей, которые, как сказано в одном из пресс-релизов, обещают больше прибыли. В компании не дали точный ответ на вопрос будут ли эти расходные материалы предназначены для уже выпущенных принтеров Kodak, или для принтеров других производителей. Не такая уж и неуязвимая компания HP получила серьёзную трещину в своей репутации лидера сегмента «b2c» (продукция для конечного потребителя). Постоянно меняя главных директоров, которые вредили репутации компании из-за скандалов или необоснованных приобретений, компании из Пало-Альто пришлось даже объединить в одно свои отделы печатной техники и компьютеров.

    Даже, не смотря на то, что официальные пресс-релизы настойчиво повторяли, что слияние произошло из-за необходимости сбалансировать прибыльность обоих отделов, скорее всего компьютерному отделу, который последние годы пребывает в минусе из-за конкуренции со стороны смартфонов и планшетов, потребовался срочный допинг. Допинг вполне осуществим за счёт постоянно прибыльного отдела печатной техники. Минус и плюс уравновесят друг друга.

    Компания HP, вероятно, ещё не готова отбросить свой компьютерный бизнес, как это сделала компания IBM десятилетие назад. Новости о слиянии двух отделов были аккуратно перекрыты объявлением о грядущем мощном выпуске новых принтеров в октябре 2012 г. Все специализированные средства массовой информации были вынуждены признать, что это был один из массивнейших выпусков новой продукции HP за прошедшие 10—15 лет. Этим шагом компания, по-видимому, желает вернуть себе лидерские позиции в сегментах печати для малых и средних предприятий и конечных пользователей. Это весьма своевременные меры, так как конкуренты уже нацелились откусить еще по кусочку от долей HP в этом сегменте.

    Компания Lexmark, большой игрок печатной индустрии и заправки картриджей в Северной Америке и довольно слабый конкурент для компаний в Европе и Азии, принял важное решение – оставить струйный бизнес. До сих пор свеж в памяти выход струйных wi-fi принтеров, названных «первыми струйными принтерами на рынке» два года назад. По-видимому, эти принтеры не продавались хорошо. Конкуренция со стороны японских вендоров, а также поставки дешевых струйных расходных материалов из Юго- Восточной Азии и Китая, вероятно, подорвали прибыли компании со струйной перспективы.

    С самого начала было ясно, что полностью оборудованные wi-fi принтеры Lexmark, а также и предыдущие модели имели ценники ниже реальной стоимости оборудования. Надежда наверстать прибыль продажей расходных материалов себя не оправдала. Единственным выходом стал уход из этого бизнеса. Мы полагаем, что струйный отдел будет в ближайшем будущем продан конкурентам. Сложная экономическая ситуация в Европе, когда создалась ситуация невозможности преодоления государственных долгов в Еврозоне, нанесла значительный удар по прибыльности американских и японских производителей. Компании Xerox, Canon и Epson сообщили о слабых продажах, и соответственно о меньших прибылях в европейских странах, что снизило стоимость их долей. Эта негативная тенденция определенно приведет к серьёзным изменениям в структуре этих компаний. Вероятно, кто-то     из них уволит определенное количество работников по всему миру, чтобы стабилизировать свои счета, кто-то     бросит больше денег на маркетинг и урежет финансирование других отраслей (например, исследования и разработки).